Информация о СПСлужбе - МБОУ Комсомольская СОШ

Поиск
Перейти к содержимому

Главное меню

Информация о СПСлужбе

Социально-психологическая служба > Социально - психологическая служба базовой школы




Социально-психологическая служба
МБОУ «Комсомольская СОШ»
один из компонентов целостной системы образовательной  деятельности школы.


Социально-психологическая служба (далее СПС) в школе предназначена для организации   активного сотрудничества как руководства, педагогов, учеников и родителей между собой, так и   внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и   своевременной помощи детям.
В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое   и логопедическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается   социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям.
Проводится   психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической и   логопедической коррекции и реабилитации.
Объектом работы социального педагога, педагога - психолога и учителя - логопеда является каждый обучающийся школы, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального и основного образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.
Социально-психологическая деятельность является важнейшим шагом в приближении к ребенку, изучении его непосредственных нужд и проблем.
Все выше сказанное  подчеркивает актуальность развития социально - психологической службы в школе для реализации необходимой помощи детям, подросткам и их семьям.
Структура работы службы.
Деятельность социально-психологической службы осуществляется педагогом - психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, получившими профессиональную подготовку по детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, психокоррекции, логопедии, социальной и коррекционной педагогике.
Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности.

Основное назначение службы
это психологическая и социальная защита ребёнка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

Социально-психологическая служба
  МБОУ «Комсомольская СОШ»  должна осуществлять  свою деятельность в соответствии с актуальными  федеральными документами, положениями нормативно-правовой документации, касающейся организации социально-психологической деятельности в образовательном учреждении.
Конвенцией  о правах ребенка.
Конституцией РФ.
Законом  «Об образовании».
Уставом  МБОУ «Комсомольская СОШ».
Положение о социально - психологической службе МБОУ «Комсомольская СОШ»  
Приказ о деятельности в школе СПС (ежегодно)
Должностными инструкциями (социальный педагог, педагог - психолог, учитель - логопед).
Основной целью деятельности службы является социально - психологическое сопровождение,  личностная и социальная  адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Социально-психологическая служба осуществляет деятельность, руководствуясь запросами родителей учащихся, администрации, педагогов.
Педагоги - специалисты социально-психологической службы школы работают с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то с каждой в отдельности.
Одна из задач социально - психологической службы
обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.
Задачи службы:
защита прав и интересов личности учащихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и социальных проблем;
сопровождение развития индивидуальных особенностей детей: интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, жизненных планов;
содействие созданию благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны
созданием для каждого ребенка на всех этапах ситуации успеха в деятельности, которая наиболее значима для ребенка в текущий момент социальной ситуации;
оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки детям и их родителям, педагогам и администрации школы;
создание условий для своевременной коррекции в сопровождении индивидуального развития учащихся с проблемами поведения, социально - педагогической запущенностью;
 своевременная диагностика нарушений речевого развития у учащихся;
 предупреждение и профилактика речевых нарушений; создание благоприятных условий для  детей, с нарушением речи;
 коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
социально-психологическое просвещение для всех субъектов образовательного пространства школы;
содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
  
   Направления деятельности СПслужбы:
1. Организационно-методическая работа.
2. Диагностическая работа - выявление особенностей психического и речевого развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества, изучение состава обучающихся; выявление социальных и личностных проблем.
3. Профориентационная работа с обучающимися, помощь в профессиональном самоопределении.
4. Профилактика правонарушений, безнадзорности, употребления ПАВ обучающихся школы:
    - профилактика злоупотребления ПАВ, алкоголя и табакокурения;
    - профилактика правонарушений (Совет профилактики);
    - пропаганда здорового образа жизни;
    - работа с обучающимися «группы риска», с неблагополучными (асоциальными) семьями.
5. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися:
    - индивидуальные и групповые занятия по адаптации, социализации и коррекции речи обучающихся.
6. Консультационно
просветительская деятельность - помощь в решении тех проблем, с которыми к специалистам обращаются учителя, обучающиеся, родители; правовое просвещение детей и родителей.
   Диагностическая и коррекционная работа специалистов службы  с обучающимися школы  осуществляется  с  СОГЛАСИЯ  РОДИТЕЛЕЙ или лиц, их заменяющих.

Функции социально
психологической службы:
1. Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, его состояние в стадии конфликта.
2. Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Анализирует состояние социально - психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
4. Направляет деятельность обучающегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
5. Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
6. Охраняет и защищает личность, ее права, интересы и т.д.
7.  Организует социально - психологическую и правовую консультацию для обучающихся, педагогов, родителей.
8. Решает конфликтные ситуации между обучающимися, педагогами, родителями.
9. Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

Методы и формы работы социально
психологической службы:
- изучение документации;
- беседа;
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- анализ;
- консультирование;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
-  диагностика.
Принципы работы социально
психологической службы:
1. Доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней.
2. Своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях.
3. Систематичность
своевременное выявление осложнений в формировании тех или иных речевых недостатков.
4. Индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение.
5.Комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса.
6. Эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь.
7. Преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь.
8. Многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы.
9. Интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов.
10. Оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности.




Структура и механизм взаимодействия педагогов - специалистов  
социально - психологической службы МБОУ «Комсомольская СОШ».


Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого - педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, ставит перед педагогическим сообществом задачу объединения с целью реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения, воспитания и социализации детей и подростков в условиях многоуровневого междисциплинарного взаимодействия.

        


Социальный  педагог

     При сопровождении учащихся в образовательной организации педагоги - специалисты  МБОУ «Комсомольская СОШ»  осуществляют непрерывный процесс междисциплинарного взаимодействия в решении проблем ребенка и предоставлении ему соответствующей многопрофильной помощи.

Структура взаимодействия педагогов специалистов МБОУ «Комсомольская СОШ»


Механизм  взаимодействия педагогов специалистов МБОУ «Комсомольская СОШ»



Педагоги социально-психологической службы имеют право:

• Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятель-ностью учащихся.
• Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
• Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологи-ческие исследования (в соответствии с запросами).
• Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лек-ций, бесед, выступлений, тренингов и др.
• Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с хода-тайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказа-нием помощи школьнику.
  
По согласованию с администрацией школы  СПС может развивать свою дея-тельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ.


Международные документы.
1.Конвенция о правах  ребёнка.
2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)
3. Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассам-блеи от 9 декабря 1975 г.)
Документы Федерального уровня.
1. Конституция РФ.
2. Семейный кодекс РФ.
2. Гражданский кодекс РФ
3. Уголовный  кодекс РФ.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Рос-сийской Федерации" с изменениями и дополнениями
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"
6.Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020г № Р-75 «Об утвержде-нии примерного Положения об оказании логопедической помощи в организаци-ях, осуществляющих образовательную деятельность».
7.Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000г. №2 «Об орга-низации логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
8.Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей».
9. ФЗ от 24.07.1998г № 124 «Об основных гарантиях  прав ребёнка в РФ».
10. ФЗ  от 24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
11. Федеральный закон от 03.12.2011 г. №377-ФЗ "О внесении изменений в ста-тью 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
13. Федеральный закон от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
14. Постановление правительства РФ от 19.05. 2009 г. №423 «Об отдельных во-просах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
15. Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвали-дов в Российской Федерации».
16. ФЗ от 03.05.2012г «О ратификации конвенции о правах инвалидов».
17. Федеральный закон от 01декабря 2014года №419 «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по вопросам социаль-ной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
18. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2015 №ВК-3041/07 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов».
19.Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
20. Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 №НТ-392/07 «Об итоговой атте-стации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
21.Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических реко-мендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
22.Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
23.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспита-ния в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адапти-рованным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
24. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельно-сти по основным общеобразовательным программам - образовательным про-граммам начального общего, основного общего и среднего общего образования”
25.Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 «Об утверждении положе-ния о службе практической психологии в системе министерства образования РФ».
26. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001г. №29/1886-6 .
27. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопро-вождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модерни-зации образования;
28. Приказ МО РФ от 28.02.2000г №619 «О концепции профилактики злоупо-требления психоактивными веществами в образовательной среде».

Документы Регионального уровня.

1. Закон  Тамбовской области  от 03.10.2007г №265 «О профилактике правона-рушений в Тамбовской области».
2.Закон Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 20 мая 2011 г.) (с изменениями и дополнениями)
3. Постановление Администрации Тамбовской области от 21.12.2011г №1832 «О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям».
4.Методические рекомендации по реализации постановления Тамбовской области от 27.02.2012 №203  «Об утверждении порядка межведомственного взаимодей-ствия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устра-нения причин нарушения их прав и законных интересов» (с изменениями от 20.06.2012, от 17.03.2018г).
5. Приказ управления образования и науки области от 03.06.2020 №1221 "О вне-сении изменений в Порядок взаимодействия управления образования и науки об-ласти и органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Тамбовской области по устройству дете-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство)"
6. Приказ управления образования и науки области от 29.01.2020 №210 "О вне-сении изменений в приказ управления образования и науки области от 27.02.2019 №519 "Об утверждении перечня услу психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а так же гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей".
7.Приказ управления образования и науки области от 20.11.2019 №3443 "О вне-сении изменений в Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденную при-казом управления образования и науки области области от 19.06.2015 №1985."
8.Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 12.08.2019 №2360 "Об утверждении Порядка учета лиц, желающих усыновить детей, на территории Тамбовской области" .
9.Приказ управления образования и науки области от 22.01.2018 №108 "Об утверждении Порядка взаимодействия управления образования и науки области с органами местной администрации, осуществляющими управление в сфере обра-зования, и областными государственными образовательными организациями по исполнению индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в части выполнения мероприятий по психолого-педагогической реаби-литации или абилитации, индивидуальной программы реабилитации или абили-тации инвалида в части выполнения мероприятий по общему и профессиональ-ному образованию"
10.Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 го-да (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 №344)
11.Информационно-методическое письмо о правовых основах проведения рабо-ты по профилактике распространения идей экстремизма в подростковой среде.
12.Постановление администрации Тамбовской области от 20 мая 2014 г. N 545 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетной семье"
13.Приказ управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской об-ласти от 30 июня 2016 г. N 931-ф "Об утверждении административного регла-мента предоставления государственной услуги "присвоение семье статуса "мно-годетная семья" и выдачи (замены) удостоверения "многодетной матери (отца)"

Интернет-ресурсы
1.Министерство образования и науки Российской Федерации
http://минобрнауки.рф
2.Управление образования и науки Тамбовской области
http://obraz.tmbreg.ru/
3.Информационно-правовые порталы: «Гарант»
http://www.garant.ru; «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru; «Кодекс» http://www.kodeks.ru


Состав социально - психологической службы МБОУ «Комсомольская СОШ».




ПОЛОЖЕНИЯ

1.ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе в МБОУ «Комсомольская СОШ».
2.ПОЛОЖЕНИЕ  о социальном педагоге  МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
3. ПОЛОЖЕНИЕ о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности среди учащихся МБОУ «Комсомольская СОШ»
4. ПОЛОЖЕНИЕ о постановке на внутришкольный учёт, снятии с учёта и ведения учёта обучающихся и их семей, находящихся в социально опасном положении (СОП)  в МБОУ «Комсомольская СОШ».
5.ПОЛОЖЕНИЕ о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и «группе риска» МБОУ «Комсомольская СОШ»
6.ПОЛОЖЕНИЕ о работе с детьми  «группы риска» МБОУ «Комсомольская СОШ».
7. ПОЛОЖЕНИЕ о ведении учета учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в МБОУ «Комсомольская СОШ».
8.ПОЛОЖЕНИЕ о пропусках учебных занятий учащимися и о деятельности педагогического коллектива по их предотвращению  в МБОУ «Комсомольская СОШ».
9.ПОЛОЖЕНИЕ о проведении рейдов по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних МБОУ «Комсомольская СОШ».
10. ПОЛОЖЕНИЕ о «РОДИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (всеобуче)»   в МБОУ «Комсомольская СОШ».
11. ПОЛОЖЕНИЕ о «Социальной гостиной «СЕМЬ-Я»  в МБОУ «Комсомольская СОШ».

12. Положение о кабинете социального педагога
13. Положение о работе с замещающими семьями
14. Положение об общественном инспекторе по охране прав детства


ПРОГРАММЫ

1.ПРОГРАММА работы с детьми «группы риска» на 2016-2020 годы.
2.ПРОГРАММА индивидуальной работы с ребёнком - инвалидом, обучающегося в МБОУ «Комсомольская СОШ».
3.ПРОГРАММА  работы социального педагога по сопровождению детей в инклюзивном пространстве МБОУ «Комсомольская СОШ».
4.ПРОГРАММА  социально психолого педагогического сопровождения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (опекаемых)МБОУ «Комсомольская СОШ».
5.ПРОГРАММА « Профилактика безнадзорности и    правонарушений среди  несовершеннолетних »
6.ПРОГРАММА «Профилактической работы  с обучающимися, систематически пропускающими учебные занятия в школе по неуважительным причинам «Образование всем детям!»».
7.ПРОГРАММА «Профилактики асоциального поведения учащихся «Все в твоих руках!» В МБОУ «Комсомольская СОШ».  
8.ПРОГРАММА реабилитации семьи, находящейся в социально - опасном положении.  
9.Программа «Родительской школы (всеобуч) МБОУ «Комсомольская СОШ».
10. ПРОГРАММА «Социально - педагогическая помощь неблагополучным  семьям» в МБОУ «Комсомольская СОШ»


1.Программа коррекционной работы.
2.Программа коррекционной работы начальной школы «Мои возможности» (1-4классы).
3.Индивидуальная программа психолого - педагогического сопровождения образования ребёнка -инвалида.
4.Рабочая программа по адаптации первоклассников к обучению в школе «Первый раз - в первый класс»





План  взаимодействия специалистов социально - педагогической службы базовой школы с филиалами МБОУ «Комсомольская СОШ» на 2021-2022уч.год.

Отчёт о работе социально -психологической службы в МБОУ «Комсомольская СОШ» за 2020-2021 учебный год


План работы социально-психологической службы на 2021 -2022 учебный год


План  работы с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья педагогов специалистов СПСлужбы базовой школы по взаимодействию с филиалами МБОУ «Комсомольская СОШ» в с.Лысые Горы, с. Селезни и п.с-за «Селезнёвский» на 2021-2022 учебный год

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню